Главная » Файлы » Загадки цивилизаций

Скифы.
04.03.2010, 15:34
СКИФСКИЕ ПЛЕМЕНА

Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла из себя несколько больших племен, которые все вместе составляли союз. Несмотря на то, что скифы говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи и вели сходный образ жизни, племена все же значительно отличались друг от друга. Каждое отдельное племя жило относительно самостоятельно. Во главе каждого племени стоял вождь, которого принято называть царем. Он самостоятельно управлял своим племенем, но в политических и военных делах подчинялся верховному царю - главе племени паралатов (царских скифов). Царю паралатов все прочие скифские племена платили небольшую дань. В основном между собой скифы жили в мире. Однако иногда случалось, что вожди племен ссорились, и начиналась война между отдельными племенами. Такая война могла начаться и в случае незаконных притязаний царских скифов на большее количество дани, нежели было положено. Но это случалось крайне редко, так как скифы понимали, что пока из племенной союз прочен, они непобедимы. К тому же считалось, что существующая система взаимоотношений между племенами была создана их божественным предком Таргитаем и она угодна богам, а значит, менять ее было нелегко

Царские скифы

Главное племя скифов жило на берегах Меотиды, между реками Герросом и Танаисом. Оно состояло в основном из воинов, главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Большую часть мирного времени они проводили в движении, кочуя по степи. Пастухи пасли табуны коней, воины упражнялись в боевых искусствах и охотились для развлечения. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно находилась в его ставке, кочуя по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами.


Скифы - кочевники

Западнее, от реки Геррос до Борисфена обитало племя скифов - кочевников. Население этих территорий занималось разведением овец и лошадей. Здесь были прекрасные условия для скотоводства. Громадные площади степей давали достаточно корма для животных. Снега здесь выпадало очень немного. Это позволяло круглый год содержать скот на подножном корме. Вся жизнь кочевников проходила в передвижении со своими стадами с места на место. Когда стада животных съедали и вытаптывали траву в одном месте, их перегоняли в другое, и пока хватало травы, жили там, затем вновь начинали движение. Конечно, племя перекочевывало не все одновременно. Каждая семья и каждый род имели свою территорию, достаточную, чтобы прокормить их скот. За несколько веков у кочевников сложились свои маршруты перекочевок. Появились места зимних и летних пастбищ, более подходящие для каждого времени года. Причем маршруты перекочевок отдельных родов редко пересекались. Иначе огромные стада могли встретиться, и потом их очень трудно было разделить. Но это не значит, что и сами скифы не встречались. Они собирались вместе во время религиозных праздников, ездили друг к другу отмечать торжественные события. Любая новость в степи распространялась очень быстро. Конные гонцы разносили известия от стойбища к стойбищу мгновенно. Соседи всегда знали где искать друг друга. В случае военной опасности, царь мог собрать всех вооруженных мужчин племени за несколько дней.
Эллино-скифы

В нижнем течении рек Гипанис и Борисфен жили каллипиды, или как их еще называли - эллино-скифы. Такое имя они приобрели, потому, что их земли граничили с владениями греческого (эллинского) города-государства Ольвия. Каллипиды постоянно торговали и общались с ольвиополитами. У них они переняли некоторые обычаи и примы ведения хозяйства. Многие каллипиды знали греческий язык и почитали кроме своих еще и греческих богов. Среди них часто жили греческие торговцы и ремесленники. Кроме скотоводства и торговли многие каллипиды занимались земледелием. Они выращивали рожь, пшеницу и полбу, жили в постоянных селениях. Среди каллипидов были искусные ремесленники: гончары, литейщики, оружейники, ювелиры. Они успешно торговали своими изделиями с остальными скифскими племенами.
Скифы - пахари

Земли к западу и северу от каллипидов занимали несколько племен скифов - пахарей. Их жизнь и хозяйственный уклад значительно отличались от принятого у остальных скифов. Они так же разводили скот, но в отличии от других племен они не кочевали постоянно. Скота у них было гораздо меньше, и перегоняли они его с места на место два раза в год - весной и осенью. У них существовали постоянные зимние и летние пастбища. В этих местах строились небольшие поселки. На плодородных землях вокруг летних поселков они занимались земледелием, выращивали зерно и огородные культуры. Многие из них вообще не кочевали, а жили постоянно на одном месте, занимаясь только земледелием и разводили тягловых быков. В таких местах возникали небольшие городки, где селились ремесленники и торговцы. Продукты земледелия они обменивали на скот и мясо у кочевников или продавали грекам. Ольвиополиты охотно покупали здесь дешевое зерно, чтобы выгодно перепродать его затем в Греции. Некоторое время скифы - пахари были основными поставщиками зерна во многие греческие города.
Счастливый союз

Скифский союз племен был прекрасным примером сосуществования в рамках одного государства нескольких разных племен. Благодаря тому, что все племена вели разный образ жизни и занимались разными отраслями хозяйства, они удачно дополняли друг друга. Ведь невозможно представить людей, которые могли бы всю жизнь есть только мясо и сыр, запивая их молоком. Так же трудно поверить, что можно прожить, питаясь только кашей и хлебом. Вот поэтому, скифы-скотоводы обменивали мясо и кожи животных, а также другие продукты своего труда на зерно и овощи земледельцев. Это укрепляло их политический и военный союз. Ни земледельцы, ни скотоводы не смогли бы долго прожить друг без друга. Умелые торговцы, эллино-скифы удачно дополняли это сообщество, снабжая и тех и других импортными товарами и продукцией своих умелых ремесленников. Царские скифы следили, чтобы этот порядок не нарушался, и служили надежной охраной от внешних врагов.
Скифы (греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи. С. были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на З. Другие полагают, что основное ядро С. вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории С. отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены С. из Северного Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами С. в Малую Азию. С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания С. отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения С. — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. С. разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были С. царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали С.-кочевники. Между Иигулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили С.-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-С., севернее их — алазоны, а ещё севернее — С.-пахари. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно С.-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля С. скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у С. союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению С. способствовала их война с персидским царём Дарием 1 в 512 до н. э. На рубеже 5—4 вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

  Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных С. Резкие изменения в социальном строе С. к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. царских курганов, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвлённых жён или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греч. мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

  В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения С., осадил Ольвию, но С. уничтожили его войско. К концу 3 в. до н. э. держава С. значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица С. была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царём Скилуром. Кроме Крыма, С. продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда С. стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность С. была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине 1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее С. вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половины 3 в. н. э. и было уничтожено готами. С. окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов. Название «С.» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. С. оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремёсел, земледелия) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.

  Искусство С. представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры Северного Причерноморья. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях С., наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве С. 4—3 вв. до н. э. образы животных получали всё более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния С.-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С 5 в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для С., сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства С., живших на Европейской части СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе скифском.
http://www.mistichno.ru
Категория: Загадки цивилизаций | Добавил: SAIMON
Просмотров: 10757 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 1
1 timkisakz  
0

Кто такие скифы сказано здесь: http://www.proza.ru/2016/10/12/1749

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Раздел Космоса

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 266

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Все материалы служат исключительно для ознакомления, администрация сайта не несёт ответственность за их содержание, возможный вред, причинённый в результате их прочтения или применения на практике, и не претендует на авторство материалов, расположенных на сервере.
...
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 SB-MONEY.RU - рейтинг сайтов электронной коммерции и заработка для вебмастеров
Каталог Ресурсов Интернет LightRay www.ALL-TOP.ru