Таинственные развалины Акыртас
На юге Казахстана лежат развалины
гигантского каменного комплекса Акыртас. Исследователи полагают, что он
является мощным природным генератором энергии.
На
юге Казахстана, близ города Тараз, что у самой границы с Киргизией,
находятся руины загадочного сооружения, называемого Акыртас. Изучение
его ведется давно - почти полторы сотни лет. И все это время
выдвигались самые противоречивые гипотезы о назначении объекта и его
создателях. Кто, по различным версиям, только его не строил - и персы,
и греки, и арабы, и римляне. В истории древней архитектуры Акыртасу
действительно нет аналогов.
Осенью
прошлого года на его раскопках обнаружили надписи, которые в настоящее
время тщательно изучаются. "Итоги" получили возможность первыми узнать
о предварительных результатах исследований исторических документов,
которые проливают свет на предназначение уникального древнего объекта.
Вид на предгорья Киргизского Алтау со стороны Акыртаса. Осенью
прошлого года на его раскопках обнаружили надписи, которые в настоящее
время тщательно изучаются. "Итоги" получили возможность первыми узнать
о предварительных результатах исследований исторических документов,
которые проливают свет на предназначение уникального древнего объекта. Город аков и асов
Акыртас,
как смогли установить археологи, представлял собой целый комплекс с
жилыми постройками, складскими помещениями и водопроводом. Пятиметровая
толщина наружных каменных стен, предположительная их высота 12-15
метров и четырехметровый фундамент свидетельствуют о том, что он мог
выполнять и оборонительные функции.
Первые исследователи
Акыртаса высказывали предположения, что имеют дело с буддийским храмом
или несторианской церковью. Современные исследователи считают, что их
предшественники были недалеки от истины. Возможно, это место
действительно почиталось в древности как священное.
Время
строительства Акыртаса относится примерно к VIII веку. Это был период
владычества Тюргешского каганата, ставка которого располагалась на
территории современного Тараза. На долины Алатау в те времена
устремляли свои взоры две державы: империя китайской династии Тан и
Арабский халифат. Китайцы дважды вторгались в долины Алатау, с запада
приближались арабы. Для противодействия надвигающейся угрозе жителям
Алатау следовало объединиться. Это были народы, которые, скорее всего,
исповедовали буддизм и христианство несторианского толка. Как они
именовались? У краеведа и исследователя Акыртаса Балтабека Умирьяева
есть своя точка зрения на этот счет. Он предлагает обратить внимание на
названия расположенных вблизи географических объектов - Акжар, Акбулым,
Актоган, Акшолак. Исследователь полагает, что "ак" - принадлежность
этническая: "Аки - это потомки мигрантов из Месопотамии, тиграхаудов.
За долгие века они прошли ассимиляцию и приняли несторианство".
О
названии одного здешнего народа якобы говорят другие топонимы - Аспара,
Баласагун, Талас, Тектурмас. "Следует учесть, - продолжает Балтабек
Умирьяев, - что "ас" - собирательное наименование народов, к которым
принадлежат не только тюрки, но и персоязычные народы. Видимо, они были
выходцами из Малой Азии, также мигрировавшими в долины Алатау". Историк
античности Страбон упоминает этих людей как asiani. "Асы небесные" -
так в переводе с прототюркского назывались приверженцы религии Отца
Небесного - Тенгри Хана. Под влиянием Тибета они приняли буддизм.
Сейчас здесь регулярно работают археологические экспедиции.
Как
считает Балтабек Умирьяев, буддизм вместе с христианством проник в
долины Алатау по Великому шелковому пути и получил здесь широкое
распространение.
Краевед полагает, что строители Акыртаса были
людьми образованными. И вот почему. "План Акыртаса представляет собой
почти правильный прямоугольник - его размеры 138 на 162 метра, -
рассказывает начальник Акыртасского археологического отряда Дмитрий
Воякин. - По площади он превосходит древнеримский Колизей, а по объему
каменных работ равен египетской пирамиде средней величины. Ясно, что
план такого огромного сооружения составлялся не наобум, для этого
требовалось знание точных наук, а также и определенные теофилософские
воззрения. Продольная ось сооружения имеет отклонение от земного
меридиана на 18 градусов. Эта цифра взята из астрономии".
Векторы
Акыртаса, являющиеся продолжениями диагоналей, проходят аккурат через…
Мекку и Кайлас. Случайность ли это? Вряд ли. Вероятно, создатели города
обладали знаниями в области астрономии и инженерной геометрии.
Но
почему не завершилось строительство Акыртаса? По версии казахского
краеведа, в VIII веке долины Алатау захватили китайцы. В 751 году
объединенные войска тюрков и арабов у реки Талас разбили агрессора. Но
после его изгнания строительство не продолжилось. К тому времени
Великий шелковый путь уже приходил в упадок. Экономика края не в
состоянии была вытянуть строительство грандиозного объекта. Тем не
менее Акыртас, даже будучи недостроенным, выполнил главное свое
предназначение: авторы проекта увековечили себя и свои народы в плане
города, являющемся научной шифровкой, письмом - посланием поколениям
предстоящих тысячелетий. И спустя тринадцать столетий оно дошло до
своего адресата.
Прочтение камня
Осенью
прошлого года археологи нашли на Акыртасе небольшой камень с
загадочными надписями: три строки из двенадцати знаков. Тюрколог Алтай
Аманжолов прочел надпись следующим образом. Первая строка: "Сизиш,
сючиш!" ("Растапливайся (нагреваясь), становись сладким!") Вторая
строка: "Ашар" ("Корм"). Третья: "Ариш" ("Чистый"). На камне имеются
также обозначения из нескольких пересекающихся линий под разными
углами. Переводчик предположил, что камень служил для магического
священнодействия при нагревании и растапливании питья или корма для
скота в зимнее время в близлежащих каменных кормушках. Но Балтабек
Умирьяев с такой трактовкой не согласен. Текст письма, по его мнению,
имеет другое значение. И вот почему.
Уже неоднократно
различными исследователями поднимался вопрос о необходимости проведения
геофизических и медицинских исследований на Акыртасе. Эта территория,
по мнению многих, представляет собой самую настоящую природную аномалию
- зону тектонического разлома с огромными многоярусными пустотами в
земной коре. Сложные процессы, происходящие в недрах, оказывают
воздействие и на людей. Физические ощущения здесь сугубо индивидуальны.
У одних обостряются зрение и слух, другие впадают в состояние транса,
третьи испытывают сильный физический подъем. Часто приезжающие сюда
люди ощущают тошноту и головокружение, им кажется, что под ногами у них
дрожит земля. От соприкосновения с камнями Акыртаса многие начинают
чувствовать жар в руках и ногах. "Во время многолетних посещений
Акыртаса мне постоянно приходилось на себе испытывать подобное, -
говорит Балтабек Умирьяев. - Такие же ощущения, по моим наблюдениям,
возникают у каждого второго посетителя".
"Сильное
электромагнитное поле недр земли способствует пробуждению резервных
клеток организма, включая их в орбиту жизнедеятельности, и активизирует
физиологические процессы", - полагает Балтабек Умирьяев. Считается, что
организм человека за всю его жизнь использует только до 20 процентов
своих возможностей. Акыртас, по-видимому, являлся и является природным
генератором, активизирующим "спящие" клетки человеческого организма.
Очевидно,
древние священнослужители эти явления использовали в обрядовых
действиях, вкладывая найденный археологами необычный камень в ладони
строителей Акыртаса. Возникавший жар, исходящий от ритуального камня,
растекался по рукам, вызывая чувство умиротворения и одухотворенности.
Конечно, никакими волшебными свойствами сакральный камень обладать не
мог, в другой местности никаких ощущений от него не возникало. Все эти
ощущения - результат воздействия природной аномалии Акыртаса на
организм человека.
Не умаляя значения работы исследователя
Аманжолова, краевед Умирьяев полагает, что первая строка его перевода -
"Растапливайся (нагреваясь), становись сладким" - верно отражает
аномалию Акыртаса. Выражение, звучащее примерно как "растопи свою
душу", означает духовную подготовку человека к встрече со святыней.
Руны на акыртасском камне содержат в себе некие главные понятия при
проведении обряда освящения. Нанести на небольшой ритуальный камень
полный текст обряда священнодействия было невозможно, поэтому он
содержал в себе только отдельные слова, смысл которых был ясен
служителям культа. Краткий текст являлся для них своего рода памяткой.
Пока
ученые пытаются докопаться до истины, сюда ежедневно приезжает по
две-три машины с паломниками. В выходные и праздники - гораздо больше.
Есть постоянные посетители, которые с удовольствием расскажут истории
чудесного выздоровления своих знакомых. Работа на индустрию
"оздоровительного" туризма - видимо, это новая жизнь Акыртаса.
Степан Кривошеев МНЕНИЯ Магия места Геннадий Баталов , доктор исторических наук, археолог:
-
Я неоднократно был в Таразе и его окрестностях. Там есть три
удивительных комплекса: Мерке, Жайсан и Акыртас, название которого
переводится как "священный камень". Я считаю, что любой памятник несет
в себе информационную и историко-культурную нагрузку. А строились эти
сооружения в тех местах, где, на взгляд наших дальних предков, это было
целесообразно с точки зрения пространства, времени, ландшафта. Примерно
по такому же принципу строились мечети и церкви. Я категорически не
согласен с теми, кто говорит об особых проявлениях, которыми якобы
обладают многие археологические памятники. Потому что сначала надо
оценить историко-культурную ценность объекта, а уже потом говорить о
его магических свойствах. Любое место освящает сам человек. Кстати, не
без помощи СМИ знаменитый ныне Аркаим в Челябинской области превратили
в эзотерический центр.
Карл Байпаков , академик Национальной академии наук Республики Казахстан, профессор:
-
На мой взгляд, Акыртас является недостроенной ставкой тюркского племени
карлуков, владевших Семиречьем в IX-X вв. и пригласивших для
строительства арабских зодчих. В литературе существуют разные версии о
времени начала сооружения комплекса, его назначении и отождествлении с
конкретным населенным пунктом. Но ясно одно: в начале XIII века он уже
стал памятником, и его руины видел в 1223 году даосский монах Чан-Чунь,
описавший свое путешествие в ставку Чингисхана. В ходе раскопок
установлено, что в западной стене комплекса мог располагаться михраб -
обращенная на юг ниша в стене, где молятся мусульмане. Если считать,
что в Акыртасе была мечеть, то это снимает предположения о
несторианском или буддийском назначении всего комплекса. В то же время
аналоги планировки Акыртаса уводят в архитектуру Ближнего и Среднего
Востока. Она, в частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры -
летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании. Все это
заставляет взглянуть на постройку Акыртаса как на дворец. Источник: itogi.ru Взято с : http://ufo.ck.ua
|